Маркировка продукции — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который ставят на упаковке или этикетке. Он показывает, что товар успешно прошёл проверку надзорных органов и был допущен на рынок.
В России торговые марки могут заказать такой знак у единого оператора — Центра развития перспективных технологий.
После генерации КиЗ компания обязана сообщать о своих торговых операциях в госсистему «Честный ЗНАК». Поэтому при помощи маркировки всегда можно отследить весь путь товара от завода до магазина.
Простыми словами, маркировка продукции — это пропуск производителя на рынок. Без неё нет смысла развивать бизнес, искать эффективные инструменты для продаж, проводить переговоры с партнёрами, запускать рекламные кампании.
Для чего нужна маркировка
Обязательная маркировка продукции необходима, чтобы предотвратить продажи фальсификата. Это означает, что компания-производитель работает в рамках закона и соблюдает стандарты качества.
С помощью КиЗ контролирующие органы, покупатели и торговые партнёры могут проверить происхождение определённых видов продуктов. В таких условиях легальным компаниям проще конкурировать между собой и развивать бизнес.
Благодаря системе маркировки потребители могут быть уверены, что продукт соответствует установленным государством стандартам качества. Вывод продукции из теневых схем также означает, что все налоги поступили в бюджет.
Как работает обязательная маркировка
Благодаря сложным программным решениям система отслеживает и анализирует большие потоки информации о перемещении товаров на рынке. С кодами приходится иметь дело всем участникам торговых операций:
- производители изготавливают продукцию, маркируют её и сообщают регулятору;
- дистрибьюторы получают коды посредством ЭДО через универсальный передаточный документ, проверяют их, покупают товары и информируют «Честный ЗНАК»;
- розничные торговцы сверяют КиЗ, информируют надзорный орган и продают товары.
В точке розничной торговли кассир пробивает код и отправляет информацию по ЭДО. Регулятор получает информацию о выводе единицы товара из оборота. Контролирующие органы на всех этапах проведения торговых операций могут проверить его происхождение и местонахождение.
Отсутствие информации в базе данных означает, что продукт был произведён или поставлен нелегально. Благодаря кодам покупатели могут лично убедиться в том, что они приобретают оригинальный продукт.
Перечень товаров, для которых необходима маркировка
Список товарных позиций, которые нужно маркировать, постепенно расширяется, и производителям необходимо постоянно его проверять. В 2023 году в этот перечень входит 11 видов продукции:
- табачные изделия;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- лёгкая промышленность;
- обувь;
- лекарства;
- молочная продукция;
- шубы;
- парфюмерия;
- бутилированная вода;
- шины и автомобильные покрышки;
- пиво и слабоалкогольные напитки.
Кроме того, некоторые товарные группы могут маркироваться в качестве эксперимента. Это означает, что производитель сам принимает решение о присвоении своей продукции КиЗ. Например, в 2023 году в число таких пилотных групп входят медицинские изделия, икра осетровых и лососёвых рыб.
Какие товары начали маркировать в 2023 году
В 2023 году начали маркироваться:
- пиво и слабоалкогольные напитки в кегах (изменение вступило в силу 1 апреля);
- пиво и слабоалкогольные напитки в стекле и полимерной упаковке (нововведение должно вступить в силу с 1 октября);
- кресла-коляски (пилотная группа, маркируются с 1 февраля);
- велосипеды (пилотная группа, маркируются с 1 мая).
В обозримом будущем в перечень могут внести новые позиции. Список составляется с учётом материалов изготовления, сроков эксплуатации, назначения и других особенностей продукции.
Предпринимателям рекомендуется постоянно следить за новостями об изменениях. Правила идентификации и требования к обозначению товаров пока не меняются.
Виды кодов, из чего они состоят
Используются различные виды кодов. К примеру, меховые изделия маркируются микрочипами (RFID-метками), где информация зашифрована при помощи радиочастотной идентификации. Считать её можно при помощи сканера.
Другой вид маркировки — QR-код, который считывается специальным сканером.
Для кодировки сигарет, обуви, одежды, молочных продуктов и бутилированной воды используют двухмерные штрихкоды DataMatrix. Торговые марки часто интегрируют разные виды кодов в дизайн упаковки, чтобы привлечь покупателей.
Все виды маркировки содержат стандартные обозначения. В коде обязательно должен быть прописан индивидуальный код товара (общий для продуктов с одинаковым составом). Вместе с уникальным серийным номером он содержит зашифрованные данные о производителе и продавце. В последовательность символов также входит проверочный ключ.
Регистрация товаров в ГИС МТ
ГИС МТ — система мониторинга, куда заносится информация обо всех видах маркированной продукции, которая поступила в торговый оборот. Если этих сведений нет на ГИС МТ, это означает, что товар поступил в продажу нелегально.
Маркировать продукцию необходимо в следующих случаях:
- производитель или заводы находятся на территории России;
- торговые партнёры ввозят продукцию из другой страны;
- комиссионеры получили товары от третьих лиц.
Стоимость генерации каждого КиЗ — 0,5 рубля без учёта НДС. Что можно промаркировать бесплатно:
- продукты, выпущенные до запуска системы маркировки;
- лекарства стоимостью менее 20 рублей;
- различные виды продукции, которые ещё находятся на стадии эксперимента.
Как подключиться к системе маркировки
Использовать систему электронного документооборота могут только авторизованные пользователи с УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписью. Это означает, что сначала нужно обратиться в специальный удостоверяющий центр. Также потребуется заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), чтобы передавать информацию в «Честный ЗНАК».
Кроме того, для торговли в магазине понадобится дополнительное оборудование:
- терминал для считывания данных;
- 2D-сканер;
- онлайн-касса с модулем для работы с маркировкой.
В аппаратах должны быть встроенные модули, которые будут распознавать коды и передавать данные в «Честный ЗНАК».
Требования к маркировке товаров
Чтобы код на упаковке легко считывался, его нужно наносить, соблюдая несколько требований:
- этикетка должна размещаться в легкодоступном месте, код должен легко считываться;
- текст этикетки должен соответствовать ГОСТам и требованиям для каждого вида продукции;
- наклейка должны быть напечатана чётко, без неразборчивых надписей.
Маркировка должного вида ускорит работу торговой точки и устранит возможные проблемы с надзорными органами.
Налоговые ограничения
По новым правилам, предприниматели, которые работают по патенту и по ЕНВД (единый налог на вменённый доход), не могут торговать некоторыми группами товарных позиций. Это означает, что ИП с такими формами налогообложения нельзя продавать меховые изделия, медикаменты и обувь. Других ограничений пока нет. Для уплаты налогов на маркированные товары можно использовать финтех-продукты для бизнеса и другие решения.
Как бизнесу подготовиться к маркировке
Все новшества вводят постепенно, поэтому у бизнеса будет время на подготовку. Сообщение о введении эксперимента может означать, что через год это требование станет обязательным для всех предпринимателей. Чтобы подготовиться к маркированию продукции, необходимо рассчитать стоимость товаров с учётом расходов на коды, оборудование и программы.
С учётом средних цен на рынке придётся потратить:
- 70 000 рублей на оборудование;
- 0,5 рубля на каждый код;
- 5000 рублей на оплату программного обеспечения и настройку.
Ещё около 10 000 рублей нужно будет заплатить за электронную подпись, договор с ОФД и регистрацию на платформе «Честный ЗНАК».
Штрафы за нарушения условий маркировки продуктов
За нарушение правил маркирования упаковки производитель должен заплатить:
- до 10 000 рублей (ИП);
- до 100 000 рублей (юридическое лицо).
Штрафы предусмотрены также для оптовых и розничных продавцов:
- до 4000 рублей (ИП);
- до 300 000 рублей (юридические лица).
Также нарушитель потеряет товар: вся продукция подлежит конфискации. Маркирование имеет такое же значение для развития бизнеса, как и решения для увеличения конверсии в продажах или позиционирование торговой марки. Несмотря на то что этот процесс непростой и требует дополнительных расходов, от его внедрения выигрывают все участники рынка. Производители могут работать в рамках законодательства России и не беспокоиться о штрафах, а государство — контролировать качество товаров и их оборот.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449918/6422da2eb6626b4532d327d2abf8f44c77cd7b95/